16 сентября — Международный день охраны озонового слоя

Сегодня проблема «конца света» обговаривается чуть ли не в каждом печатном издании, на телевидении и радио возможному апокалипсису посвящаются целые передачи с приглашением экспертов-пророков из всевозможных сфер – физики, космоса, биологии и даже мистики. Чего только не сулят они нашей планете! Международный день охраны озонового слояПадение метеоритов, остывание солнечного диска, прибытие на землю пришельцев или завоевание человечества искусственным интеллектом. Версий нашей «кончины» очень разнообразны, но мы даже не догадываемся, что одна из них наиболее приближена к реальности, и более того, с каждым годом увеличивает свои масштабы – разрушение озонового слоя.

Обратимся к физике. Озоновый слой является частью стратосферы, в которой под воздействием солнечного ультрафиолета образуется кислород. Он распадается на атомы, соединяющиеся с подобными молекулами кислорода, и образует озон. Концентрируясь, озон способен поглощать губительные для земли ультрафиолетовые лучи и защищать все живое от верной смерти. Более того, если бы не эти химические процессы в атмосфере, жизнь на планете априори не смогла бы выбраться из океанических вод. Газообразный озон был открыт в начале 20 века, он некоторое время привлекал исследователей своими физическими и химическими свойствами, а после того, как выяснилось, какую роль он играет в жизнедеятельности планеты, стал объектом пристального внимания экологов, особенно в контексте разрушительного влияния человеческой деятельности на все живые системы Земли.

В начале 60-х считали, что проблема атмосферного загрязнения – это проблема локальная, отражающаяся только на отдельно взятой территории. Позже стало ясно, что продукты жизнедеятельности больших индустриальных центров оказывают неблагоприятное воздействие на всю планету, разрушая ее цельный защитный озоновый слой. В 1985 году специалистами из Великобритании было открыто такое явление как «озоновая дыра» над Антарктидой. Ученые немедленно стали изучать причины ее образования и выявили целый ряд химических элементов названных антропогенными загрязнителями. Сульфаты, диоксиды серы и азота, монооксиды углерода, галогено-, хлорсодержащие и летучие органические соединения, такие как фреон, бензол, этилен, формальдегид – вот то, что разрушает озоновый слой нашей планеты. В 1987 году 16 сентября был подписан Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, который предполагает снятие с производства или запрет на использование конкретного загрязняющего вещества. Возможно, что сигнал бедствия планеты в виде озоновой дыры будет услышан человечеством и оно, наконец, предпримет все усилия по защите самой уязвимой планетарной стихии – воздуха.

Юлия Мищенко