15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей

В роли потребителей товаров и услуг мы с вами оказываемся каждый день и не единожды. Такие потребительские отношения в обществе сложились на протяжении тысячелетий, однако на проблему правовой защиты покупателя обратили внимание только в 20 веке.

Потребитель со счетамиЗа свое недолгое время правления 35-й американский президент Джон Кеннеди стал не только очень популярным среди своего населения, но и успел внести в мировое сознание новые понятия, которыми мы пользуемся и по сей день. Таким понятием является слово «потребитель», правам которого Джон Кеннеди посвятил свое выступление в Конгрессе США 15 марта 1961 года. Впервые этой проблеме было уделено такое внимание на высоком уровне и определены базовые права потребителей, которые должны гарантировать государство и производители: право на выбор, безопасность, информацию и право быть услышанным. Эти принципы стали основополагающими для законодательства по защите прав потребителей в других странах мира и манифестом для обществ потребителей. В дальнейшем Кодекс потребителя был дополнен правом потребителя на возмещение, потребительское образование, здоровую окружающую среду и удовлетворение базовых нужд.

В 1961 году в Нидерландах регистрируется независимая и неполитическая бесприбыльная Всемирная организация потребителей, которая объединила более 200 общественных учреждений, занятых проблемами потребителя. С того времени отношения «производитель – потребитель» изменились в корне, производители прислушиваются к мнению покупателя и находят компромиссные решения. В Америке Союз потребителей очень влиятельная организация, вот уже 75 лет ею издаются «Отчеты для потребителей» — самый популярный журнал американцев, где без лишних слов дается суровая оценка качеству товаров.

Под напором обществ по правам потребителей были введены некоторые правила, без которых сегодня мы не представляем свою жизнь, например, ремни безопасности в автомобилях. То, что сегодня на пачках сигарет курильщиков предупреждают о вреде этой пагубной привычки – также многолетние старания этих организаций. Сколько бы судебных исков не подавалось производителями за все годы существования обществ, ни одного так и не было выиграно, так как защита обыкновенного покупателя от огромных производственных корпораций сводится к одному «Потребитель всегда прав!».

Юлия Мищенко