Петр Тодоровский

24 мая 2013 года на 88-м году ушел из жизни режиссер, композитор, оператор, сценарист, создатель многочисленных и любимейших нами фильмов Петр Тодоровский. Кажется, только вчера Петр Ефимович любовно поглаживал свою «счастливую» клетчатую куртку, в которой снимал свой последний фильм «Рио-Рита», мечтал о следующих кинопроектах, совсем недавно виртуозно выступал на благотворительном концерте с фронтовыми песнями, и вот оборвалась струна на его видавшей виды семиструнке…

Петр ТодоровскийСо своей гитарой Петр Тодоровский не расставался вот уже более полувека. Помните гитарные переборы в культовой киноленте «Весна на Заречной улице?» Работая на площадке оператором, молодой юноша смог освоить гитарные азы уже к началу озвучки над фильмом, хотя музыкального образования у него не было. Зато имелась невероятная жажда жизни, стопроцентный оптимизм и несокрушимый характер! Голодное детство, многолетние скитания по общежитиям и казармам, пятилетний военный ад не сделали его черствым и заскорузлым душой, наоборот, с фронта Петр Ефимович принес какую-то особую теплоту и нежность, переполняющие его картины, вспоминал о страхах войны весело и буднично. Не удивительно, что его фильмы о войне никогда не транслировали по телевизору в канун 9 Мая — слишком правдивы, слишком человечны они были для пафосного военного жанра.

Именно на фронте Тодоровского привлекла операторская работа — он стал свидетелем документальной военной съемки. Пообещал себе, если вернется живым, обязательно освоит эту интереснейшую профессию. И обещание сдержал — в 1954 году закончил учебу на операторском факультете ВГИКа. Затем еще 10 лет работал на Одесской киностудии (не зря одесситы считают Петра Ефимовича своим земляком), где снимал фильмы «Два Федора», «Жажда», «Моя дочь», «Никогда». Последняя картина открыла для Тодоровского новое направление — режиссура. Петр Ефимович стал сам заниматься разработкой сценария собственных лент, становится их композитором и постановщиком.

За первую же самостоятельную киноленту «Верность» (1964) он получает премию «Опера-прима» на международном кинофестивале в Венеции, его автобиографичный и пронзительный «Военно-полевой роман» в 1984 году не только был удостоен приза за лучший сценарий, но и номинировался на Оскар, а фильм-скандал «Интердевочка» получил специальный приз жюри на Токийском кинофестивале в 1990 году. Наград отечественных и не перечислишь — премии «Ника» и «Созвездие» сопутствовали каждый его кинопроект.

Петр Ефимович не собирался останавливаться, так как считал, что покой подобен смерти. Наверняка бы к своему 90-летию снял бы новый фильм, ведь до конца своей жизни он был полон идей и задумок. Но увы…

Автор: Юлия Мищенко