Ох, уж эти жалобы!

Если малыша что-то беспокоит, и он ноет, но при этом родители не понимают причины, может вспыхнуть ссора. И «последней каплей» способно стать любое не так сказанное слово. О том, что нельзя игнорировать жалобы на здоровье, голод, жажду, сонливость или страх, понятно и так. Однако есть и другие жалобы, от которых отмахиваться не стоит.

Как реагировать на жалобы ребенка

«Я устал!»

Если малыш жалуется на усталость, он ждет вашей реакции. Возможно, это просьба о внимании (если таким образом он пытается отвлечь вас от дела). Если же вы пытаетесь его чем-то «загрузить», эта жалоба может подразумевать косвенный отказ. Но если чадо стонет каждый раз, как только вы поручаете неприятное дело — это признак манипулятивного поведения.

Необходимо выяснить, что же вызвало усталость, и чего малышу сейчас хочется: чтобы вы посочувствовали или посидели рядом, а может, наоборот, оставили его одного. Некоторое время спустя поинтересуйтесь самочувствием чада — так вы покажете, что он вам не безразличен.

Нотации читать не стоит. Даже если до этого он слишком много бегал и кричал, данный момент не подходит для критики. Столкнувшись с манипуляцией, не стоит сообщать ребенку, что вы его «раскусили». Просто в следующий раз, до просьбы сделать что-то, спросите о самочувствии, и тогда он не сможет прикрываться усталостью.

«Мне скучно!»

Некоторые дети привыкают, что их развлекают, и не способны занять себя сами. Либо ему хочется общения, но попросить об этом он не решается.

Помогите малышу планировать досуг. Обсудите, когда рисовать, играть или посвятить время мультикам, интересуйтесь планами ребенка.

«Меня обижают!»

Это нормально для двухлетки, но ребенок 5 лет уже должен уметь общаться с другими детьми. Возможно, дело в недостатке взаимодействия со сверстниками и привычке к уступкам со стороны взрослых.

Стоит чаще давать ребенку шанс общаться со сверстниками, не вмешиваясь в их ссоры. Пусть учится решать проблемы самостоятельно.

Иногда малыш жалуется на старших (воспитателей, бабушек и т.д.) Обычно это связано с разными подходами взрослых к вопросам воспитания. Здесь поможет выработка единого подхода.

Если жалобы касаются проблем детского сада (не получается рисовать, или прыгает хуже всех) — внимательно выслушайте страдальца и постарайтесь убедить, что он сумеет справиться с трудностями, ведь он такой замечательный! Задача здесь — вселить в малыша веру в свои силы.

«У меня все плохо!»

Если на вопрос о текущем состоянии дел ваше чадо постоянно отвечает, что все плохо, возможно, это связано с пессимистичным характером. Иногда дети завидуют «более удачливым», с их точки зрения, сверстникам. Либо в семье постоянно обсуждаются проблемы, и ребенок считает, что его жизнь — одно сплошное невезение.

Проанализируйте, о чем говорите дома, и не посвящайте малыша во все сложности. Покажите, что можно радоваться имеющимся вещам и ценить их. Дети копируют нас, поэтому научитесь получать удовольствие от мелочей и демонстрируйте это наследнику. Делайте акцент на каждом положительном моменте. Делитесь приятными событиями дня за ужином. Вначале это кажется сложным, но, втянувшись, вы будете получать удовольствие и от этого ритуала.

И уж точно не надо упрекать ребенка в излишнем унынии. Такая «поддержка» здесь не поможет.

Автор: Екатерина Кастрицкая