«Расскажи эту сказку снова!»

У каждого малыша есть любимые сказки, песенки, книжки и стихи, которые ребенку хочется слушать снова и снова. Родителям надоедает повторять по десять раз одной и то же, но ребенок в восторге, и они прячут недовольство, в сотый раз читая «Колобка». Или, несмотря на протест наследника, берутся за новые истории.

Почему ребенок просит рассказать одну и ту же сказкуЧто же кроется за детской страстью к повторам? Есть ли смысл в этих повторениях или лучше предлагать малышу что-нибудь новенькое?

Почему так происходит?

Подобная страсть, действительно, свойственна детям. Связано это с тем, что для возникновения прочных связей в мозгу необходимо много раз повторять одно и то же. Одного раза недостаточно, чтобы мозг что-то усвоил (исключение составляют либо резко травматические, либо чрезмерно положительные события). По мере взросления человека, расширяются его возможности, и взрослый человек уже способен воспринимать информацию с одного раза. Но с детьми все по-другому.

Ребенок обучается, наблюдая за взрослыми и пытаясь многократно повторять. При отсутствии интереса, повторений не будет, и научиться малыш не сможет. То есть детям нравится то, что ему показывают, и они готовы наблюдать это многократно и повторять вновь и вновь. Именно поэтому малыш может десять раз подряд слушать одну сказку или собирать ту же мозаику. По мере установления цепочки связей, сказка наскучивает и больше не радует.

Если же радость от действия не проходит, оно становится «приятной привычкой». Это можно наблюдать и у взрослого, наслаждающегося любимой музыкой. Ведь она связана с эмоциями, и вчерашняя радость по поводу композиции не отменяет возможности радоваться и сегодня. Тексты же воспринимаются логикой, и, однажды усвоив информацию, повторно сталкиваться с ней не интересно — ничего нового не происходит. Да, есть любимые книги, но это значит, что они затронули не только логический блок, но и эмоциональный.

Ребенок же воспринимает образно и эмоционально любую информацию. И приятные тексты для него — то же, что для меломана — любимая мелодия.

Знание — сила

Есть еще один аспект. Детям очень важно видеть, что они знают что-то. Ведь малыш приходит в этот мир «чистой доской» в плане информации, а знание дает новые возможности. Взрослые, в детском представлении, знают все, и малыш стремится стать таким же. По этой причине, слушая знакомое стихотворение или сказку, ребенок понимает, что будет дальше, и убеждается в собственной компетентности.

Наверняка вы хотя бы однажды наблюдали, как ребенок восторженно кричит из коляски: «Бабака!» — и не успокаивается, пока не получит подтверждение, что это действительно собака. То же самое при чтении любимой сказки. Малыш радуется, что он знает ее, и хочет показать это окружающим. Это желание нередко свойственно и взрослым, а в детях до пяти лет — сильно невероятно.

Что делать?

Ответ на этот вопрос очевиден. Идите за малышом, за его потребностями. Запаситесь терпением, но не отказывайте чаду в повторах — это необходимо для развития его мозга. Помимо этого, лишать удовольствия от осознания собственной компетентности не стоит. Когда повторов будет достаточно, ребенок сам скажет, что старая сказка надоела.

Разумеется, предлагать новое — также можно и нужно. Возможно, это станет очередной ступенькой в развитии вашего малыша.

Автор: Екатерина Кастрицкая

Во что играет ваш ребенок? Во что играет ваш ребенок? Многих родителей интересует, возможно ли по тому, какие игрушки выбирает ребенок и какие игры предпочитает, сделать выводы о склонностях либо проблемных местах. Попробуем в этом разобраться.

Комментариев: 5

  1. Flashstar2016:

    С педагогической точки зрения, дети не способны запомнить всю сказку целиком, помнят только фрагменты. Поэтому, когда ребенок просит рассказать сказку еще раз, то это чтобы восстановить в памяти все фрагменты в логическую цепочку. А также, ребенку просто понравилась сказка именно в мамином исполнении.

  2. Elena1990-2016:

    Моему малышу чуть больше года и у нас уже собралась целая стопка книг на картоне. Мы их перечитываем все по несколько раз на дню. Несмотря на то, что они картонные, некоторые уже поистрепались. Представляю, чтобы было с бумажными… Книги очень хорошо развивают. Благодаря им, ребенок знает животных, насекомых и прочее.

  3. Devo4ka-Eleno4ka:

    Я своему малому включаю аудиосказки, сейчас уже на аудиокнижки перешли. Начинали с маленьких, русских народных, а теперь уже перешли на полноценные литературные произведения. И он за вечер раз пять мог прослушать «Царевну-лягушку», а потом цитировал ее. Правда спустя какое-то время переключался на иную сказку, и все по новой.

  4. Hobby76:

    Если уж взрослый по 2-3 раза смотрит любимый сериал, то чего ждать от ребенка. Помимо описанного в статье, наверно, еще и эмоциональная привязанность к персонажам возникает. И при каждом прослушивании сказки или просмотре мультика он снова и снова встречается с любимыми героями.

  5. Sharlina:

    Мы полгода слушали и смотрели французскую рок-оперу «Моцарт». Ребенок не соглашался ни на какие мультики взамен. Сейчас про нее практически не вспоминает, зато минимум дважды в день смотрим и слушаем «Пластилинки» и распевки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>