Детское «нет»

Когда малыш достигает возраста от полутора до двух с половиной лет, родители зачастую сталкиваются с отказами — по поводу и без оного. На любое предложение, даже если оно нравится чаду, родители получают отказ. В результате вы получаете «ребенка наоборот». И это служит поводом для множества конфликтов.

Почему ребенок часто отвечает «нет»

Почему это происходит?

Дело в том, что возможность отказа — это первая попытка ребенка завоевать свободу, то, чем можно распоряжаться сознательно, выражая собственную волю. Ведь в действительности маленький ребенок живет в мире ограничений, он ничего не контролирует. Даже самостоятельные передвижения освоены им совсем недавно, но при этом он все равно ограничен в направлении движения. Он не может выбирать ни одежду, ни еду, ни игры — есть лишь иллюзия доступного выбора. Выбор, который малыш может сделать, находится в весьма узком диапазоне рамок, которые фиксируют родители, даже самые либеральные.

Дети осваивают доступные им формы протеста: вопли, капризы, нытье, однако это только эмоциональный всплеск. Но отказ — это нечто иное. Это уже свободное, осознанное изъявление воли. Здесь работает сознание и мозг. И проделывая эту работу, ребенок чувствует собственную силу, получая наслаждение от доступной ему свободы. Если чувство свободы обострено (а это свойственно некоторым детям), родители могут пасть жертвами настоящей революции, когда борьба за свободу идет в каждом удобном (и не очень) случае. Потому что радость от ощущения свободы, которую дает отказ, сильнее желания согласиться, даже если малышу ваше предложение нравится.

Как долго будет длиться этот период, зависит от ряда факторов, как внутренних (насколько это чувство важно для малыша), так и внешних (помощи или препятствий со стороны родителей). Если родители ситуацию не усложняют, то длительность острого периода не превышает месяца. Но если взрослые подливают в огонь масло, то борьба может принять весьма затяжной характер.

Что делать?

Острота периода во многом зависит от количества ограничений. Чем их больше, тем ожесточеннее «революция». Здесь важно понимание, что разные люди (и дети тоже) нуждаются в разной степени свободы. И если малыша «клинит» на отказах — пересмотрите рамки. Возможно, они жмут.

Вопросительными интонациями в этот период лучше пренебречь. Многие испытывают сложность с этим, ведь в русском языке вопрос зачастую является вежливой формой предложения или приказа. Однако лучше говорить «Пойдем обедать» утвердительно, а не вопросительно.

Некоторые вещи вообще не обсуждаются. Лучше не предлагать переодеться, а просто подойти с одеждой и переодеть. Объяснение в этом случае может перерасти в баталию.

Если малыш упорен в отказе — лучше не идти «на принцип». Нет — значит, нет. Причем мстить не стоит. Пусть малыш насладится свободой, но если вопрос важен, можно через четверть часа повторить попытку, только оформите ее по-другому.

В безопасном месте можно проверочно приоткрыть клапан — задать малышу вопрос. Причем лучше делать это в ситуации, когда к его отказу вы отнесетесь легко. Например, предложите ему конфету.

Наконец, запаситесь терпением. В человеке все взаимосвязано, и если значительную часть усилий тратить на определенный аспект, другим остается мало ресурсов. Соответственно, в борьбе за свободу малыш становится уязвим в другом месте.

Автор: Екатерина Кастрицкая

О детском питании О детском питании Иногда родители предстают перед дилеммой, касающейся того, как организовать питание подрастающего поколения. Ведь есть несколько точек зрения.

Комментариев: 4

  1. ОлеЧкА-КошеЧкА:

    Сын у меня послушный,я на него смотрю радуюсь и как-то боюсь немножко-добренький он, послушный,нет вообще не говорит,дочка-то была непослушная,принципиально отказывалась,а я настаивала, поговорила с ней хорошенько и все,никаких капризов неуместных нет,хотя все же чувство свободы обостренное,как у меня

  2. Devo4ka-Eleno4ka:

    Мой сопротивляется, всячески старается переговорить, уговорить, убедить, что поступить следует, как он считает. Когда аргументы исчерпаны, идут — капризы, нервы, психи. Пытаешься образумить, пояснить, показать «возможные» последствия…

  3. Sharlina:

    Пока что мы не освоили слово «нет». Можем минутами «дакать». При этом, если задаю вопрос, на который однозначный ответ «нет», ребенок замолкает или говоря «да», кивает отрицательно головой. В эти минуты он неподражаем.

  4. Аня Старцева:

    А я не знала ничего про то, что надо просто брать и делать. Я старалась объяснять, задавала вопросы, как взрослому человеку. Дочь: «Не хочу!» Я: «Почему, Аля, объясни». Видимо, мы семья зануд, но ребенок увлекался объяснением и незаметно и брокколи съедала, и колготы я на нее умудрялась натянуть. А часто нехочухи действительно имеют разумное объяснение. Так мы выяснили, что Алька предпочитает шпинат и леггинсы без пяток.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>