Жадный ребенок

Каждому человеку приходится в жизни устанавливать свои границы. Не только территориальные, физические, но и личные. И крик ребенка «МОЕ!» сигнализирует о том, что малыш учится их выстраивать. Чтобы не обвинять юного гражданина в жадности, полезно знать, что же происходит у него в голове.

«Мое» и «чужое»

Примерно до полутора лет для ребенка все вещи — его неделимая собственность. Так что лучше, если все, до чего он может дотянуться, относится к категории «можно». Хрупкие и опасные предметы необходимо спрятать. Это полезный «задел» на будущее: если у малыша есть возможность потрогать все, что он видит, и манипулировать с разными вещами, в дальнейшем будет проще отдавать что-то.

С полутора и примерно до трех лет ребенок разбирается с тем, что принадлежит ему, а что является чужой собственностью. Причем если чужое можно присвоить, то свое малыш добровольно никому не отдаст. И здесь родители могут помочь сохранить границы. Если другой ребенок заинтересовался игрушкой вашего чада, обязательно поинтересуйтесь у наследника, готов ли он поделиться. Если да — хорошо, но если нет — ни в коем случае не настаивайте. Уговоры тоже не помогут, так что даже не пытайтесь. Это его собственность — и точка.

Примерно в два с половиной — три года понятия «мое» и «чужое» формируются окончательно. Если до этого все шло хорошо, то ребенок уже знает, что прежде чем одолжить чужую вещь, стоит спросить разрешения. И отказ принимается. Своим он поделится, но лишь с близкими, по договоренности. Эта позиция останется актуальной и для взрослого, ведь вы тоже не будете делиться со всеми подряд самым ценным. Только со знакомыми, да и то выборочно, правда?

Что делать?

Маленькие дети не ориентируются в понятиях «свое» и «чужое». Можно научить его различать понятия «твое», «наше» и «не твое», «не наше».

Если ваш малыш тянется за чужой игрушкой, спросите, можно ли с ней поиграть. Если можно — позвольте взять, если нет — вы сможете его утешить. Важно не усердствовать слишком сильно. Если малыш взял чужое, а вы сразу не заметили, но владелец игрушки не возражает — не отнимайте, пусть играет. Если же законный владелец расстроился — пусть его мама заберет назад собственность своего чада, ей ваш ребенок уступит охотнее. Ваша задача — быть рядом и вовремя утешить страдальца.

Если ваше чадо требует назад свою собственность — позвольте ему получить ее. Вы можете помочь, попросив другого ребенка вернуть игрушку. Как правило, достаточно будет сказать, что это ваше, и вы берете вещь назад.

Нет ничего плохого в склонности детей защищать свои игрушки. Не стоит с этим бороться. Многих пугает, когда малыши пускают в ход кулачки, но умение защищаться пригодится в жизни. Ваша задача — научить ребенка социально приемлемым способам взаимодействия с миром и людьми. Например, скажите, что замечательно, что он защищает свою любимую вещь, но необязательно при этом бить «захватчика». Можно просто попросить отдать игрушку.

Заставляя ребенка отдать любимую вещь другому малышу, мы не учим его делиться. Таким образом чадо лишь укрепляется в мысли о своей слабости и беззащитности, а также видит пример враждебности и опасности окружающего мира. В этом случае малыш долго еще будет не готов делиться и играть с другими детьми.

Неоценимым будет ваш собственный пример. Делитесь угощением с мужем или подругами. Берите конфеты на прогулку и поделитесь с «соседями» по игровой площадке. Малыш же должен иметь возможность оберегать и защищать свою собственность. Когда он созреет и будет готов, то станет делиться с тем, с кем сочтет нужным.

Автор: Екатерина Кастрицкая